Переворот автомобиля

Типы переворотов

Перевороты происходят по двум основным сценариям: с упором и без упора.

Переворот с упором

Статистика ДТП показывает, что 95%  всех одиночных переворотов автомобилей происходят с упором. Это происходит когда автомобиль съезжает с дороги, скользя разворачивается боком и колесамизарывается а затем упирается в землю или ударяется о жесткое невысокое препятствие такое как бордюр, дорожное ограждение. При этом большая ударная сила приложенная к колесам способна перевернуть автомобиль.

Один из лучших способов избежать опрокидывания это постараться удержать автомобиль на дороге. Электронная Система Стабилизации это технология помогает водителю удержать автомобиль на дороге в экстренной ситуации.









Переворот без упора

Этот переворот случается гораздо реже чем с упором, меньше чем 5% таких переворотов происходит и в основном только с автомобилями с высоким центром тяжести. Такой вид переворота происходит обычно на высокой скорости в при экстренном маневре объезда препятствия.




Характеристики переворотов

Переворот происходит в результате комплекса причин и чрезвычайно быстро. Переворот как результат, в большей степени чем другие типы аварий, отражает взаимодействие водителя, дороги, автомобиля и окружающих факторов.  Так, в то время как главную роль в перевороте играет тип автомобиля, другие факторы, такие как: поведение водителя, окружающие объекты и дорожное покрытие также могут стать причинами опрокидывания.

Тип автомобиля

Любой тип автомобиля может перевернуться. Тем не менее, высокие, узкие автомобили такие как джипы, SUV-ы, пикапы, минивэны и микроавтобусы имеют высокий центр тяжести, а следовательно легко переворачиваемы в случаях одиночных аварий.

СКОРОСТЬ

Погибают в авариях с переворотом вследствие высокой скорости более чаще чем в авариях без переворота. Около 40% переворотов с погибшими связаны с превышением скорости. К тому же,  около ¾ всех смертельных аварий с переворотом имеют место где скорость ограничена 90 км/час и выше.

АЛКОГОЛЬ

Около половины смертельных переворотов происходят с водителями в алкогольном опьянении. Ухудшения в управлении автомобилем могут быть в результате любой концентрации алкоголя в крови. Даже употребление малого количества алкоголя имеет негативный эффект на ваше суждение, мышечную координацию и зрительное восприятие, вы моете легко потерять управление над автомобилем.

МЕСТА ПЕРЕВОРОТОВ

Загородные дроги обычно без разделительных полос  и боковых барьеров. Такие дороги наиболее часто являются сценой смертельных аварий с переворотами.

УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ

Во многих странах мира статистика и расследование причин аварий показывают, что около 90% смертельных, одиночных аварий с переворотом происходили при выполнении простых, маневров (движение по прямой, движение в повороте).  Это объясняется тем, что поведение водителя (рассеянность, невнимательность,  скоростное вождение и слабые навыки вождения) играет главную роль в причинах аварий с переворотом.

ОДИНОЧНЫЕ АВАРИИ

Около  85% всех аварий с переворотом- это одиночные аварии. Это значит, что в большинство аварий с переворотами и смертельными случаями не вовлечены другие участники движения. Это объясняется тем, что поведение водителя играет главную роль в причинах аварий с переворотом.

           

Снижение риска и повреждений

Необходимо Знать верную последовательность действий
Если ваш автомобиль съехал с дороги,  сперва плавно снизьте скорость движения. Во-вторых, когда это безопасно, плавно верните автомобиль на дорогу.



Избегайте Панического руления, много переворотов происходит когда водители сильно перекручивают руль- это паническая реакция на опасность или когда колесо автомобиля, неожиданно для водителя, задевает границу обочину. На скоростном шоссе избыточное руление и резкие движения руля могут быть причинами потери контроля автомобиля и как следствие- разворот и переворот автомобиля.



Будьте бдительны на загородных дорогах, перевороты часто случаются на загородных дорогах и на скоростных шоссе особенно на дорогах без разделительных барьеров. Когда  автомобиль движется по загородной дороге,  то переворот может произойти из-за столкновением с бордюрным камнем или началом разделительного барьера, так же если колеса выезжают с твердой поверхности проезжей части дороги на рыхлую поверхность обочины. Около 75% аварий с переворотом происходят на загородных дорогах, поэтому практикуйте распознавание скрытых и явных опасностей  когда водите по загородным трассам.

ИСПРАВНОСТЬ ШИН

Неправильное давление в шинах и изношенные шины могут быть очень опасны, так как снижают ваши возможности сохранения контроля и управления автомобилем, а это самый важный фактор в предотвращении переворота. Автомобиль с изношенными шинами может очень быстро занести и развернуть на мокром или скользком покрытии дороги, и как следствие боковое скольжение с дороги увеличивает риск переворота. Неправильное давление в шине приводит к быстрому износу шины, и может привести к разрыву колеса в движении. Важно следить за давлением в шинах и своевременно менять шины на новые или сезонные.

ПРАВИЛЬНАЯ ЗАГРУЗКА

Ознакомьтесь внимательно с инструкцией к автомобилю и определите максимально допустимую массу загрузки вашего автомобиля. Если вы используете багажник на крыше, то обратите особое внимание на инструкции производителя автомобиля и весовые ограничения для данного автомобиля. Любой груз, расположенный на крыше автомобиля будет выше центра тяжести автомобиля- это повышает опасность переворота автомобиля.

           

Технологии

Изменяемая высота автомобиля

В зависимости от условий таких как скорость движения автомобиля и дорожных условий Variable Ride-Height Suspension (VRHS) поднимает или опускает высоту автомобиля даже в процессе его движения. Некоторые VRHS системы управляются автоматически, в то время как другие требуют участия водителя для активации нужного режима. VRHS системы наиболее предпочтительны на автомобилях, подверженных высокому риску опрокидывания, так как эти системы опускают высоту центра тяжести автомобиля, и улучшают Фактор Устойчивости (ФУ), который учитывается на скоростных шоссе. VRHS системы существуют под различными торговыми марками: Electronic Height Control (EHC), Active Height Control (AHC) и системы пневматических подвесок.


КАК VRHS РАБОТАЕТ

Обычно, при вождении по бездорожью и на не асфальтированных дорогах автомобиль становится выше, что дает увеличить дорожный просвет или клиренс. При движении по дороге с возможностью скоростного движения автомобиль опустится ниже. Автомобиль опускается на несколько сантиметров, опуская центр тяжести и увеличивая ФУ, и уменьшая риск переворота при аварии.

Что такое Фактор Устойчивости (ФУ) и как он вычисляется?

Фактор Устойчивости автомобиля - это то, с чего начинается вычисление противодействия автомобиля перевороту, основанное на важных геометрических свойствах.


ФУ определяет центр тяжести автомобиля.

При ФУ важное значение имеют такие параметры автомобиля как высота автомобиля и ширина колеи автомобиля. Месторасположение центра тяжести автомобиля определяют в лабораториях. Чем меньше ФУ тем более подвержен автомобиль перевороту при аварии.

Электронная Система Стабилизации (ESC)

Устанавливается на многих современных автомобилях. Эта технология помогает водителям контролировать их автомобили во время экстренных маневров, удерживая автомобиль на заданном водителем направлении движения, даже если автомобиль приблизился или превысил предел сцепление колес с дорогой. Когда водители предпринимают попытку экстренного маневра (например, объезд препятствия для предотвращения столкновения или резкое движение руля в повороте из-за неправильной оценки радиуса поворота), они могут быть не знакомы с управлением автомобилем, если автомобиль близок к потери сцепления колес с дорогой. Как результат – потеря контроля над автомобилем. Это, как правило, происходит в результате «сноса» передних колес или «заноса» задних колес автомобиля.  «Снос»- это неконтролируемое водителем движение автомобиля в результате проскальзывания передних колес автомобиля. Под действием сил автомобиль начинает двигаться по большему радиусу (часто вместо поворота едет прямо), тем самым выпрямляет траекторию своего движения, до тех пор пока не вернется сцепление передних колес с дорогой или не столкнется с препятствием. «Занос» - это неконтролируемое водителем движение автомобиля в результате проскальзывания задних колес автомобиля. При потере сцепления задних колес с дорогой, задняя часть автомобиля начинает поворачивать быстрее чем передняя часть автомобиля (задние колеса, скользя, обгоняют передние). Автомобиль очень быстро способен в такой ситуации развернуться, совершенно неожиданно для водителя создавая опасную ситуацию бокового удара или опрокидывания.

Важно:
При сезонной смене шин, более изношенные шины устанавливайте на переднюю ось автомобиля. Независимо от типа привода автомобиля!

Профессиональный водитель, при подходящем дорожном сцеплении, способен сохранить контроль над автомобилем при выполнении экстренного маневра объезда препятствия, используя приемы управления, такие как «контрруление»(резкий поворот руля в противоположную движению автомобиля сторону). Мало вероятно, что обычный водитель сможет правильно выполнить «контрруление» в ситуации паники и вернет управление над автомобилем.

КАК ESC РАБОТАЕТ

Electronic Stability Control (ESC) использует автоматическое торможение индивидуально каждого из колес автомобиля, определяя с помощью высокоточных датчиков и компьютера границы сцепления шин с дорогой каждого колеса, предотвращая «снос» или «занос» автомобиля. ESC не может увеличить доступное сцепление шин с дорогой, но может повысить до максимума способность сохранять контроль над автомобилем, и в ситуациях экстренного маневрирования учитывает и использует природную реакцию водителя поворачивать руль в направлении желаемого движения.

ESC срабатывает так быстро, что водитель даже не ощущает необходимости корректировки рулем заданного движения. Если водитель вынужден тормозить в повороте из-за неправильной оценки радиуса поворота, система будет способна произвести необходимые торможения колес для корректировки траектории движения.

ESC системы существуют под различными торговыми марками: Vehicle Stability Control (VSC), Electronic Stability Program (ESP) и  Vehicle Stability Enhancement (VSE).

Переворотные Подушки Безопасности 

В дополнении к переворотным подушкам безопасности, для защиты головы водителя или пассажира, при аварии с боковым ударом, боковые подушки безопасности для головы или « надувные шторки» так же могут защитить участников аварии от повреждений и выброса из машины во время переворота автомобиля. Это важно, так как выброс – причина большинства повреждений и смертельных исходов при авариях с переворотом автомобиля – многие люди, погибшие в авариях, не были пристегнуты ремнями безопасности, которые удержали бы их в сиденье.

КАК РАБОТАЮТ ПЕРЕВОРОТНЫЕ ПОДУШКИ

Если переворот определен, боковые головные подушки обычно срабатывают в комбинации с преднатяжителями ремней безопасности, которые выбирают слабину ремней и аккуратно удерживают находящихся в автомобиле людей на своих местах. Большинство боковых головных подушек надуваются вниз из верхней части автомобиля возле окон. Во многих случаях  система определения переворота автомобиля может определить угрозу переворота когда угол переворота очень небольшой и все четыре колеса еще находятся на земле.

Когда подушки срабатывают как переворотные подушки безопасности, боковые головные подушки будут оставаться надутыми дольше для защиты головы при перевороте. Они также препятствуют выбросу людей из автомобиля. В комбинации этих подушек безопасности с правильно пристегнутыми ремнями безопасности может значительно снизить шансы быть выброшенным из автомобиля при перевороте.

К списку статей