ROSPA Accredited Plus

Подробно о защитном вождении

В начале 2000 года, в отличии от Европы и США в России Защитное вождение отсутствовало как понятие и как продукт российских учебных центров. Началось все с потребности иностранных компаний, так как в компаниях есть глобальная политика по безопасности, при использовании корпоративного транспорта, которая определяет правила безопасного использования автотранспорта компании и требования которые предъявляются к сотрудникам компании при управлении автомобиля, предоставленным компанией. Одно из требований такой политики компании является периодическое прохождение тренинга по безопасности вождения. Целью данного тренинга является улучшение навыков безопасного вождения и снижения рисков при вождении. Однако в тот период в России не существовало таких учебных центров по преподаванию Защитного вождения. Мало кто понимал, что это такое и зачем опытному водителю дополнительное обучение вождению автомобиля. Интересно что название: «Защитное вождение» - это дословный перевод с английского языка американского курса «Defensive driving». До сих пор это словосочетание в России используется для названия тренингов по Безопасному вождению корпоративного транспорта.

    У менеджеров отдела безопасности иностранных компаний, работающих в России было два пути:
  • 1) приглашать специалистов из других стран;
  • 2) нанимать местных инструкторов в учебных центрах.

Но оба варианта имели больше минусов чем плюсов. В первом варианте преподавание было на английском языке и было довольно эффективно для англоговорящих сотрудников. Но в случае проведения тренинга для русско-говорящих сотрудников появлялись минусы:
1) Переводчики не обладали достаточным уровнем понимания и терминологии Защитного вождения, поэтому тренинг довольно сильно искажался и увеличивался во времени.
2) Тренинг по безопасности вождения мог с большей вероятностью не восприниматься серьезно, ввиду того, что наши водители не считали мнение иностранного тренера авторитетным, полагая что в России нужно ездить не так как им обьясняет тренер из, например Великобритании.

Компании, которые пошли по второму пути обнаружили, что единственные тренинги для опытных водителей в России в начале 2000-х проводят на автодромах специалисты по контр-аварийной подготовке, в большинстве своем выходцы из автоспорта. Долгое время в США и Европе считалось, что автогонщики лучше всех знают как водить автомобиль и способны этому научить. Многие исследования по влиянию на обычных водителей тренингов полигонной подготовки, скоростного вождения, управления скольжениями доказали обратное. Но в России этот миф еще жив. Хотя по данным международных исследований подобные тренинги имеют существенные недостатки и возможные опасные последствия в виде завышенной самооценки у участников тренинга и как следствие рискованному поведению на дорогах общего пользования.

В результате растущего спроса на тренинги по Защитному вождению начали появляться частные компании, которые взяли за основу методологию американских тренинговых компаний, например Smith System Training, как наиболее простую в адаптации и применении для проведения тренингов Защитного вождения. И на сегодняшний момент многие тренинговые компании в России применяют эту методологию. В отличии от Европейского направления Продвинутого вождения, в Американском методе на тренинге показывают видео ролики с сильным эмоциональным воздействием - как правило сюжеты со смертельными исходами и последующим переживаниями близких погибшего в ДТП. Дают материал в большей степени виде инструктажа с рекомендациями и приемами, которые тренируют на практике с тренером в автомобиле по дорогам общего пользования. Приемы довольно просты и однозначны. Делаешь так- будет хорошо, а не делаешь - будет как на теории в видео показали.

Приемы Защитного вождения сотрудники довольно быстро выучили и с готовностью демонстрируют на очередном обязательном тренинге на практике тренеру, а на теории соглашаются или просто терпят, так как пользоваться служебным автомобилем гораздо выгодней, чем личным. Отзывы о таком варианте тренинга в большинстве своем будут положительными, так как нового ни чего не узнали, но видео новое посмотреть принесли, отвлекли от рутины, дали возможность высказать свое мнение о наших дорогах и окружающих нас водителях, в общем интересно и приятно провели день тренинга, который еще и оплачивается как полноценный рабочий день. Как сказала мне одна менеджер отдела охраны труда и безопасности компании, что ей нужен тренинг, который развлечет ее «офисный планктон» и может кто-то из них задумается о безопасности вождения.

Таким образом тренинг Защитного вождения, стал продуктом интересным в большей степени для руководства компаний. Продукт, на создание которого даже не требует серьезных усилий по оригинальной разработке материала и значительных финансовых затрат, но при это с каждым годом резко растущим на него спросом.

И как у любого продукта на рынке есть потребитель. Например, если у компании есть такая потребность в тренинге, проведением которого закроется на два года вопрос по требованиям политики по безопасности, то в таком формате водитель будет придатком или даже инструментом, с помощью которого компания получит сертификаты о успешно проведенном тренинге, а провайдер обучения вознаграждение за проведение своего «уникального» тренинга.

По моему убеждению тренинг Защитного вождения должен быть сфокусирован на водителя, как на конечного потребителя продукта. Целью которого - за короткий срок помочь улучшить и в дальнейшем самостоятельно развивать способность водить автомобиль безопасно. И развить понимание водителя как управлять современным автомобилем эффективно, экономично а главное безопасно.

В тренинге важно найти индивидуальный подход для каждого участника как на теории так и на практике, иначе тренинг быстро может превратиться в формальное доведение информации со слайдов - инструктаж по технике безопасности.

Предлагая участникам использовать системный подход в совершенствовании своего вождения. Это улучшает способность водить автомобиль: осознанно принимая решения; не только распознать риски но и управлять рисками. Например метод практического обучения «Вождение с комментариями» должен быть многоуровневым. Если тренировать только первый уровень - говорить вслух распознанные опасности, то это не имеет смысла без развития этого метода на следующие уровни управления рисками вождения.

Улучшая способность к самоанализу и оценки своего вождения мы помогаем сделать вождение ответственным перед самим собой, а не только перед компанией.

Помогаем осознать и почувствовать как снизить уровень усталости, при этом улучшить физический контроль автомобиля в реальных дорожных условиях. Как сделать поездку своих родных и близких и не только пассажиров комфортной с объективной точки зрения.

Есть способы без страшных видеороликов на теории, управляемых скольжений, объездов «внезапных» оранжевых конусов и скоростных змеек на полигоне показать, понять и почувствовать безопасный контроль скорости автомобиля на дорогах общего пользования и получать вместе с вашими пассажирами от этого контроля удовольствие.

В современном понимании Защитное вождение имеет многоуровневый подход в обучении основанный на матрице обучения водителей (GDE Matrix). Улучшение навыков не только управления автомобилем-первого уровня Матрицы но и остальных трёх уровней вождения которые включают в себя:2-й уровень взаимодействия с другими участниками движения, контроль риска конфликтных ситуаций, развитие способов коммуникации. 3-й уровень связан со знаниями и рисками планирования как ежедневных так и дальних.4-й уровень Матрицы это стремления, цели в жизни, мотивационная сфера, жизненная позиция, установки и их влияние на принятие решений при вождении автомобиля. Каждый из 4-х уровней оказывает друг на друга влияние. Целью тренинга Защитного вождения должна быть улучшения и развитие понимания своей роли в вождении и ответственность за решения водителя на каждом из 4-х уровней Матрицы.